четверг, 30 июля 2015 г.

Как писать сочинение на "Творческий конкурс"

Один из наиболее популярных вопросов, который задают абитуриенты журфака на консультациях, днях открытых дверей, первых занятиях на подготовительных курсах - это "Как писать сочинение на "Творческом конкурсе".


Вопрос, действительно, не праздный, так как сочинение, входящее в состав вступительного экзамена "Творческий конкурс" для поступающих в департамент "Факультет журналистики" Уральского Федерального университета им. Ельцина, отличается от тех сочинений, которые пишут школьники на уроках литературы.

Итак, прежде всего, ознакомьтесь с "Положением о творческом конкурсе" - это документ, который полностью регламентирует сдачу вступительного экзамена. Иными словами, в нем вы найдете все критерии, которым должна соответствовать письменная работа, а также шкалу, по которой ее оценивают преподаватели приемной комиссии факультета.

При этом обратите внимание на важный параметр вступительного сочинения, который вынесен в один из пунктов "Положения": "Сочинение должно представлять собой обоснованный, подкрепленный фактами и примерами из жизни текст по выбранной теме".

Что здесь, как говорится, хотел сказать автор? Вспомните школьное сочинение по литературе на одну из очень популярных тем - например, по произведению "Герой нашего времени". Одноименную тему предлагали для творческого сочинения, кстати, несколько лет подряд. Как бы вы ее раскрывали для сочинения по литературе? Конечно же, вы бы размышляли - почему Печорин является героем, иными словами, делали некоторые заявления, утверждения, которые впоследствии подтверждали теми или иными поступками героя, описанными в произведении, фразами из его монологов или диалогов, где он развернуто выражал свою позицию по тем или иным вопросам.

То есть, повторимся еще раз, вы бы рассуждали, размышляли, а для подтверждения своих рассуждений опирались на текст произведения.

В сочинении для "Творческого конкурса" место литературного произведения должны занимать реальные примеры из жизни - истории, случаи, факты биографии (по сути, все то же, что вы заимствовали из художественного текста и его героев) людей, которых вы знаете, с которыми сталкивались в жизни. При этом лучше приводить примеры именно тех людей, которых вы знаете лично, с которыми встречались сами, а не героев шоу-бизнеса, политиков и иных популярных деятелей. Дело в том, что во втором случае информация, которую вы пересказываете в сочинении, почерпнута вами из СМИ, а они далеко не всегда ее проверяют по тем или иным причинам, часто транслируют разного рода мифы и стереотипы. Иными словами, лучше писать о том, что вы видели, слышали сами, за достоверность чего вы можете поручиться самостоятельно. Кроме того, это тот уникальный материал, который есть только у вас, а значит - интересен и вам, и комиссии.

Менее предпочтителен также вариант, когда вы раскрываете тему на своем примере, рассказывая о тех ситуациях, которые произошли лично с вами. Опять же комиссия здесь исходит из того, что журналисты пишут все же не о себе, а о том, что происходит вокруг. Их задача - отражать объективную реальность.

То есть, например, возвращаясь к теме "Герой нашего времени", вы снова рассуждаете о том, кого можно назвать героем, почему, в чем особенность "нашего времени", а затем для подтверждения своих рассуждений обращаетесь к конкретному жизненному материалу. Возможно, вы вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, из людей, которые живут неподалеку, которые в той или иной ситуации поступили героически. Описываете эти случаи, обосновываете, почему их поступки сделали их героями, можно ли считать их героями именно нашего времени? Точно так же - приводите отрывки из разговоров с ними, которые подтверждают их жизненную позицию, отличающуюся от таковой большинства людей.

Таким образом, как и в сочинении по литературе, вы, во-первых, рассуждаете, высказываете свое мнение, обосновываете свою позицию, свое отношение, а, во-вторых, для ее аргументации выбираете реальные примеры из жизни. Не выдуманные вами, не художественные образы и метафоры, но простые истории простых людей. Помните, что любая позиция, любое заявление, тезис должны быть подтверждены и обоснованы. Без примеров и обоснования ваше сочинение грозит превратиться в некий политический манифест, какой по "Положению о творческом конкурсе", очевидно, не наберет высоких баллов.

Почему так, и откуда взялся такой критерий для творческого сочинения? Работа журналиста - это работа с людьми, множество повседневных встреч с обычными горожанами, сельчанами с их проблемами, заботами, нуждами - это описание и анализ повседневности, умение найти в ней интересное, запоминающееся, то, о чем стоит рассказать. Аудитория любит читать реальные, не выдуманные истории реальных людей, которые окружают их каждый день.

Поэтому - как подготовиться к сочинению на "Творческий конкурс"? Собирайте, ищите жизненный материал, истории, обдумывайте, анализируйте их - ищите то, что вы затем на экзамене сможете "вписать" в рамки темы.

Еще несколько важных моментов, касающихся написания сочинения:
  • Для сочинения будет предложено пять тем. Вы выбираете одну из них - ту, по которой у вас больше материала и мыслей, которые вы можете вложить в ваш текст. Конкретные формулировки тем заранее неизвестны (в том числе и преподавателям приемной комиссии) - вы их узнаете непосредственно в день написания сочинения. 
  • У текста сочинения нет формальных ограничений - ни по объему, ни по количеству тезисов и аргументов и т.д. Объем сочинения формируется естественным путем - иными словами, вы пишете, во-первых, столько, сколько вам нужно для того, чтобы раскрыть тему, во-вторых, столько, чтобы успеть закончить сочинение в отведенные для него три часа
  • Пользоваться никакими источниками, кроме орфографических словарей, во время написания сочинения нельзя.
  • Оценку за сочинение вы узнаете на следующий день после написания - когда придете на собеседование. О собеседовании - чуть позже. 

Автор: председатель приемной комиссии по "Творческому конкурсу" департамента "Факультет журналистики" в 2015 году, доцент кафедры периодической печати Владимир Волкоморов.